Menu / Меню

RFCFTS
RFCFTS Doc's  List
|



Powered by
Wikipedia and ASRRGlobal Team.
RFCFTS Manager is
ASRRGlobal Team.
Language support

SITESELF

English

Germany

Ukraine

Byelorussia

France

Lithuania

Latvia

Estonia

Czech

Spain

Poland

Italy

Norway

Hungary

powered by Google
Last incoming
Stats / Статистика
Главная » Статьи » Азербайджанские железные дороги » История

История узкоколейных железных дорог Азербайджана
 
Узкоколейные железные дороги в Азербайджане
 
   Железные дороги узкой колеи в Азербайджане выполняли роль подъездного, технологического и учебного вида транспорта. Помимо железных дорог широкой колеи, явлющимся одним из основных видов транспорта в Азербайджане, с конца XIX-го по конец XX-го веков в Азербайджане эксплуатировался ряд узкоколейных железных дорог, в основном ведомственного подчинения, отчасти являясь видом подъездного транспорта от производителей к железным дорогом общего назначения, отчасти технологическим транспортом.
   Первой узкоколейной и первой, в общем, железной дорогой в Азербайджане является построенная фирмой "Братья Сименс" промышленная узкоколейная железная дорога в Кедабеке, соединявшая медные рудники и заводы, принадлежавщие фирме "Братья Сименс".
   Существует также мнение, что  первая магистральная железная дорога в Азербайджане (Баку - Сабунчи - Сураханы) с момента постройки в 1880 году до 1883 года была также узкоколейной.
 
УЖД Общего пользования
 
   В Азербайджане единственной УЖД общего пользования являлась построенная в 1942 году УЖД Евлах - Агдам - Ханкенди (Степанакерт). В 1978 году она была перешита на широкоую колею 1520 мм.
  • Колея - 914 мм.
  • Протяженность - 106 км.
  • Год открытия - 1942 год.
  • Год закрытия (перешивки на широкую колею) - 1978 год.
 
УЖД Нефтяной промышленности
 
   Начиная с начала ХХ века наряду со строительством магистральных железных дорог широкой колеи началось интенсивное строительство УЖД. Большая часть предназначалась для обслуживания нефтяных месторождений в окрестностях Баку. Для обслуживания рабочего персонала нефтяных промыслов была построена сеть узкоколейной конной железной дороги.
   Промысловая ужд АзНефти
  Со временем для обслуживания возросших потребностей нефтяной промышленности с 1924 года началось сооружение Нефтепромысловой УЖД АзНефти.
  • Колея - 750 мм.
  • Протяженность - 78 км.
  • Год открытия - 1924 год.
  • Год закрытия (перешивки на широкую колею) - 1976 год.
 
УЖД на Нефтяных камнях
 
   С освоением нефтяных месторождений  Каспийсом море и сооружением нефтедобывающих эстакад Нефтяные камни для выполнения технологического процесса строительства, а затем последущей добычи нефти, сеть УЖД была построена на эстакадах Нефтяных камней.
  • Колея - 750 мм.
  • Протяженность - 100 км.
  • Год открытия - 1950 год.
  • Год закрытия - 1980 год.
 
УЖД на п-ов. Пираллахи
 
   Также для нефтяной промышленности была сооружена УЖД на полуострове Пираллахи (Артем), на который возлагались большие надежды по добыче нефти. УЖД была перешита в стандартную широкую колею, однако надежды по добыче нефти не оправдались.
  • Колея - неизвестно.
  • Протяженность - неизвестно.
  • Год открытия - 1912 год.
  • Год закрытия (перешивки на широкую колею) - неизвестно.
 
УЖД юго-запада Баку
 
   Для обсуживания нефтепромыслов на западной окраине Баку была построена небольшая по протяженности УЖД в районе поселка Баилово и мыса Нафталан (со стороны современного поселка Мухтарово).
  • Колея - 750 мм.
  • Протяженность - 2,5 км.
  • Год открытия - 20-е года ХХ века.
  • Год закрытия - конец 70-х годов.
 
УЖД Министерства Сельского Хозяйства
 
   Для обсуживания потребностей Министерства Сельского Хозяйства Азербайджанской ССР на северо-востоке Азербайджана в Хачмаском районе в начале 50-х годов была построена УЖД от станции Худат до поселка Набрань, которая получила название Набраньской узкоколейной железной дороги. Закрыта в 1990 году, однако некоторые ее участки сохранились.
  • Колея - 750 мм.
  • Протяженность - 84,5 км.
  • Год открытия - 1950 год.
  • Год закрытия - 1990 год.

   Также для обсуживания нужд Шолларского водопровода в пределах Хачмасского района была сооружена УЖД от станции Худат до поселка Шоллар.

  • Колея - 750 мм.
  • Протяженность - 2 км.
  • Год открытия - конец 30-х годов.
  • Год закрытия (перешивки на широкую колею) - середина 50-х годов.
 
Военно-полевые УЖД
 
   В период Первой мировой войны для обслуживания нужд Кавказского фронта на турецком театре военных действий была сооружена Макинская УЖД колеи 1060 мм, бравшая начало с поселка Шахтахты в Нахичевани.
  • Колея - 1060 мм.
  • Протяженность - 300 км.
  • Год открытия - 1914 год.
  • Год закрытия (перешивки на широкую колею) - 1920 год (частично перешита).
 
Другие УЖД
 
   Для вывозки леса и процесса лесодобычи российскими компаниями была сооружена общирная сеть лесовозных УЖД, от станции Джульфа на территорию Южного Азербайджана (современный Иран).
  • Колея - 750 мм.
  • Протяженность - 1025 км.
  • Год открытия - 1912 год.
  • Год закрытия - конец 20-х годов.

   Так сеть шахтных УЖД небольшой протяженности как вид технологического транпорта была сооружена для обслуживания месторождений поваренной соли на горе Дуздаг, в Бабекском районе Нахичеваньской АР. Данная сеть в настоящий момент функционирует.

  • Колея - 750 мм.
  • Протяженность - неизвестно.
  • Год открытия - неизвестно.
 
Детская УЖД
 
   Для обучения подрастающего поколения, прививания любви к железным доорогам и выработки профессиональных навыков как в целом по СССР, так и в Азербайджане были построены детские железные дороги. В Баку - открыта в 1947 году, в Нахичевани - 1977 году. В конце 40-х начале 50-х годов планировалось строительство ДЖД в Гяндже, но план, к сожалению, осуществлен не был.
 
Wikipedia
Категория: История | Добавил: RSWST (24.04.2009) | Автор: Wikipedia
Просмотров: 1469
Суббота, 20.04.2024, 02:04
Search / Поиск
Frequency used key
ВЛ11м-462 ВЛ11м-275 ВЛ11к ВЛ11к-101 ВЛ11 ВЛ11-268 ВЛ11-371 TЭM2-7286 Э2М62у Э2М62у-0158 E4s-345 ВЛ10у ЭР2-1288 ВЛ8-1677 ВЛ11м-365 ВЛ11м-274 ЭР2-940 ТЭМ2у ЭР2-3038 ВЛ11м4 ВЛ11м-350 ВЛ11м4-467 ВЛ8-1499 ВЛ11м-332 ТЭМ2-3223 ТЭМ2-6086 ВЛ8 ВЛ8-1320 ВЛ11м-262 ТЭМ2т ТЭМ2т-027 ВЛ8-1253 ЭР2-942 ВЛ11м-456 ВЛ8-1590 ВЛ23-151 ВЛ8-468 ЭР2-1298 ТЭМ2-8042 ВЛ8-1374 ЭР2-1296 ЭР2-1297 ВЛ8-237 ВЛ8-1125 ВЛ8-1312 E4s-277 ТЭМ2 ТЭМ2-8189 ВЛ11м ВЛ11м-286 ВЛ11м-367 ВЛ8-168 ТЭМ2-6400 ВЛ11м4-465 ТЭМ2-5501 ВЛ11м-463 ТЭМ2у-9016 ТГМ4 ТГМ4-2853 2ТЭ10м 2ТЭ10м-3407 ВЛ11м-461 ВЛ23-176 эр2 ВЛ8-1295 Л-2033 ВЛ10у-1031 ВЛ11м-334 ВЛ11м-362 ВЛ8-1114 ТЭМ2-6691 ВЛ11м-273 ВЛ11м-370 ВЛ11м-351 ТЭМ2-2133 ВЛ23 ТГМ4а ТГМ4а-2669 ВЛ8-548 ВЛ8-1239 ТГМ23 ТГМ23-2165 ТЭМ2-7561 ВЛ11м-353 ВЛ11м-369 E4s E4s-333 E4s-333B E4s-333A ТЭМ2-2519 ВЛ11м-331 ЭР2-3046 ЭР2-3052 ТЭМ2м ТЭМ2м-046 ВЛ11м-326 ВЛ11м-464 ТЭМ2-2900 ЭР2-1201 Природа Набрани с железной дороги
RSS News
Et cetera
Cogito ergo sum...

ASRR
RWC
Виртуальные Российские Железные дороги. Мультиплееры МСТС
Internet Map


Our button / Наша кнопка (88х31)


© information
ASRRGlobal, 2009-2024.
All Rights Reserved.
Copying or using material of this site is prohibited. If you want to get some permisions for using our materials, msts addons, etc, feel free to contact us (see Contacts page).