Узкоколейные железные дороги в Азербайджане
Железные дороги узкой колеи в Азербайджане выполняли роль подъездного, технологического и учебного вида транспорта. Помимо железных дорог широкой колеи, явлющимся одним из основных видов транспорта в Азербайджане, с конца XIX-го по конец XX-го веков в Азербайджане эксплуатировался ряд узкоколейных железных дорог, в основном ведомственного подчинения, отчасти являясь видом подъездного транспорта от производителей к железным дорогом общего назначения, отчасти технологическим транспортом.
Первой узкоколейной и первой, в общем, железной дорогой в Азербайджане является построенная фирмой "Братья Сименс" промышленная узкоколейная железная дорога в Кедабеке, соединявшая медные рудники и заводы, принадлежавщие фирме "Братья Сименс".
Существует также мнение, что первая магистральная железная дорога в Азербайджане (Баку - Сабунчи - Сураханы) с момента постройки в 1880 году до 1883 года была также узкоколейной.
УЖД Общего пользования
В Азербайджане единственной УЖД общего пользования являлась построенная в 1942 году УЖД Евлах - Агдам - Ханкенди (Степанакерт). В 1978 году она была перешита на широкоую колею 1520 мм.
- Колея - 914 мм.
- Протяженность - 106 км.
- Год открытия - 1942 год.
- Год закрытия (перешивки на широкую колею) - 1978 год.
УЖД Нефтяной промышленности
Начиная с начала ХХ века наряду со строительством магистральных железных дорог широкой колеи началось интенсивное строительство УЖД. Большая часть предназначалась для обслуживания нефтяных месторождений в окрестностях Баку. Для обслуживания рабочего персонала нефтяных промыслов была построена сеть узкоколейной конной железной дороги.
Промысловая ужд АзНефти
Со временем для обслуживания возросших потребностей нефтяной промышленности с 1924 года началось сооружение Нефтепромысловой УЖД АзНефти.
- Колея - 750 мм.
- Протяженность - 78 км.
- Год открытия - 1924 год.
-
Год закрытия (перешивки на широкую колею) - 1976 год.
УЖД на Нефтяных камнях
С освоением нефтяных месторождений Каспийсом море и сооружением нефтедобывающих эстакад Нефтяные камни для выполнения технологического процесса строительства, а затем последущей добычи нефти, сеть УЖД была построена на эстакадах Нефтяных камней.
- Колея - 750 мм.
- Протяженность - 100 км.
- Год открытия - 1950 год.
- Год закрытия - 1980 год.
УЖД на п-ов. Пираллахи
Также для нефтяной промышленности была сооружена УЖД на полуострове Пираллахи (Артем), на который возлагались большие надежды по добыче нефти. УЖД была перешита в стандартную широкую колею, однако надежды по добыче нефти не оправдались.
- Колея - неизвестно.
- Протяженность - неизвестно.
- Год открытия - 1912 год.
- Год закрытия (перешивки на широкую колею) - неизвестно.
УЖД юго-запада Баку
Для обсуживания нефтепромыслов на западной окраине Баку была построена небольшая по протяженности УЖД в районе поселка Баилово и мыса Нафталан (со стороны современного поселка Мухтарово).
- Колея - 750 мм.
- Протяженность - 2,5 км.
- Год открытия - 20-е года ХХ века.
- Год закрытия - конец 70-х годов.
УЖД Министерства Сельского Хозяйства
Для обсуживания потребностей Министерства Сельского Хозяйства Азербайджанской ССР на северо-востоке Азербайджана в Хачмаском районе в начале 50-х годов была построена УЖД от станции Худат до поселка Набрань, которая получила название Набраньской узкоколейной железной дороги. Закрыта в 1990 году, однако некоторые ее участки сохранились.
- Колея - 750 мм.
- Протяженность - 84,5 км.
- Год открытия - 1950 год.
- Год закрытия - 1990 год.
Также для обсуживания нужд Шолларского водопровода в пределах Хачмасского района была сооружена УЖД от станции Худат до поселка Шоллар.
- Колея - 750 мм.
- Протяженность - 2 км.
- Год открытия - конец 30-х годов.
- Год закрытия (перешивки на широкую колею) - середина 50-х годов.
Военно-полевые УЖД
В период Первой мировой войны для обслуживания нужд Кавказского фронта на турецком театре военных действий была сооружена Макинская УЖД колеи 1060 мм, бравшая начало с поселка Шахтахты в Нахичевани.
- Колея - 1060 мм.
- Протяженность - 300 км.
- Год открытия - 1914 год.
- Год закрытия (перешивки на широкую колею) - 1920 год (частично перешита).
Другие УЖД
Для вывозки леса и процесса лесодобычи российскими компаниями была сооружена общирная сеть лесовозных УЖД, от станции Джульфа на территорию Южного Азербайджана (современный Иран).
- Колея - 750 мм.
- Протяженность - 1025 км.
- Год открытия - 1912 год.
- Год закрытия - конец 20-х годов.
Так сеть шахтных УЖД небольшой протяженности как вид технологического транпорта была сооружена для обслуживания месторождений поваренной соли на горе Дуздаг, в Бабекском районе Нахичеваньской АР. Данная сеть в настоящий момент функционирует.
- Колея - 750 мм.
- Протяженность - неизвестно.
- Год открытия - неизвестно.
Детская УЖД
Для обучения подрастающего поколения, прививания любви к железным доорогам и выработки профессиональных навыков как в целом по СССР, так и в Азербайджане были построены детские железные дороги. В Баку - открыта в 1947 году, в Нахичевани - 1977 году. В конце 40-х начале 50-х годов планировалось строительство ДЖД в Гяндже, но план, к сожалению, осуществлен не был.
Wikipedia