Qapalı Səhmdar Cəmiyyəti "Azərbaycan Dəmir Yolları"
Closed Joint Stock Company "Azerbaijan Railroads"
Закрытое Акционерное Общество "Азербайджанские Железные Дороги"
ЗАО "Азербайджанские Железные Дороги" - официальное наименование железных дорог Азербайджана, руководствующим органом которых является Управление ЗАО "Азербайджанские Железные Дороги" ("Azәrbaycan Dәmir Yolu" QSC-nin İdarəsi).
Технические показатели, инфраструктура, организация управления, структура
До 1991 года Азербайджанская железная дорога организационно состояла из трех отделений (Бакинское, Гянджинское и Нахичеваньское). После обретения независимости Азербайджана и отделения его железных дорог от структуры МПС СССР, были проведены реформы по организационной структуре.
Так, из трех отделений две (Бакинская и Гянджинская) были ликвидированы и переданы в прямое управление службы движения. Кроме того, взамен ранее существовавщих главных управлений служб локомотивного, вагонного хозяйства, службы пассажирских перевозок были созданы производственные объединения (ПО), к которым и переподчинялась инфраструктура, ранее принадлежавшая службам. Так, все локомотивные депо были введены в состав ПО "Локомотив". Особенностью и положительным свойством данных реформ служила ликвидация ранее существовавших и дублирующих друг друга органов.
-
Общая протяженность железных дорог - 2125 км; из них двухпутные - 800 км, развернутая длина - 2995 км.
-
Электрифицировано (по системе постоянного тока напряжением 3кв) - 1278 км.
-
Автоматической блокировкой оборудованы - 1600 км.
Организационная структура ЗАО "АЖД" состит из руководства (начальник железной дороги, заместители, главный инженер), объединений, ПО, служб и предприятий.
Объединения:
- Управление перевозочными процессами
- Материально-техническое снабжение
- Рабочее снабжение
Производственные объединения:
- ПО "Локомотив"
- ПО "Вагонсервис"
- ПО "Путевое хозяйство"
- ПО "Электроснабжения"
- ПО "Сигнализации и Связи"
Службы:
- Финансов
- Международных отношений
- Статистики и Экономического планирования
- Тарифов и Транспортного сервиса
- Техническая
- Экономики и Труда
- Безопасности
- Санитарно-медицинская
Предприятия:
- Завод железобетонных конструкций
- Вагоноремонтный завод
- Гравийный завод
- Рельсосварочный поезд
- Главная дистанция водоснабжения
- Эксплуатация гражданских сооружений технического снабжения
В состав ЗАО "АЖД" также на правах дорожного предприятия входила Бакинская ДЖД до ее разборки.
Подвижной состав
На железных дорогах эксплуатируется подвижной состав следущих серий:
- Электровозы ВЛ8, ВЛ23, ВЛ11м, ВЛ10у, Е4s, ВЛ11м4. Ранее в экспулатации находились электровозы ВЛ22м
- Тепловозы магистральные ТЭ3, 2М62, 2ТЭ10м/3ТЭ10м.
- Тепловозы маневровые ТЭМ2, ТЭМ2у, ТЭМ2ум, ТЭМ2т, ЧМЭ3, ЧМЭ3т, ТГМ6. Ранее экспулатировались ТЭМ1.
-
Электропоезда ЭР2. Ранее экспулатировались Ср3.
Проекты
Развитие скоростного движения
Проектом предусматривается создание скоростного движения от Баку до Беюк-Кясика (граница с Грузией) с перспективой создания общего скоростного коридора Азербайджан — Грузия — Турция. На основе международного тендера, ТЭО проекта провели южнокорейские компании и они же выиграли тендер на проектирование. Предлагается три вида выполнения проекта: строительство отдельной скоростной линии от Баку до Беюк-Кясика, строительство дополнительных путей на уже существующем участке Баку - Беюк-Кясик, и модернизация существующей линии Баку - Беюк-Кясик для скоростного движения. Проект строительства отдельной линии был отвергнут как чрезмерно дорогостоящий и нерентабельный. В ходе переговоров и консультаций, выбор наиболее вероятно падет на третий вариант, который предусматривает модернизацию существующих железных дорог для скоростного движения. По этому проекту скорость пассажирских поездов на линии ожидается сначала 120 км/ч, потом 160км/ч, и, в конечном итоге, более 200км/ч. Также предусматривается дальнейшее развитие скоростного движения с подключением к нему железных дорог Грузии и Турции для создания единого международного скоростного коридора из Кавказа в Европу.
ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия)
В проекте предполагается задействовать маршрут Баку-граница Грузии, длина которого составит 503 километра.
Баку - Тбилиси - Ахалкалаки - Карс
По этому проекту должны быть соединены железные дороги Азербайджана с железными дорогами Турции посредством железных дорог Грузии. По проекту (осуществление которого началось в 2007 году) должна быть построена железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Примерная стоимость проекта оценивалась в 800 млн. долларов США. Расходы взяли на себя поровну Азербайджан и Турция. Азербайджан по минимальной процентной ставке выделил кредит Грузии на строительство участка от Ахалкалаки к границе с Турцией. Также указанный кредит оплачивает реконструкцию участка Марнеули - Ахалкалаки. На начальной стадии по дороге планируется перевозить до 10 млн. тонн грузов с дальнейшем увеличением грузопотоков до 25 млн. тонн в ближайшей перспективе. Этот проект также является частью более грандиозного проекта по соединению железных дорог южного Кавказа с Европой через Турцию. По программе развития железных дорог Турции ведется строительство подводного железнодорожного тоннеля под проливом Босфор в Стамбуле, что обеспечит прямую связь с общеевропейской сетью железных дорог. Также в контексте проекта планируется строительство железной дороги из Карса в Нахичеваньскую АР. В перспективе, с выполнением проектов Скоростного сообщения, проект Баку - Тбилиси - Ахалкалаки - Карс станет частью железнодорожного скоростного коридора Европа - Кавказ - Азия.
Север - Юг
В 2000 году между Россией, Индией и Ираном было заключено соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг». Азербайджан присоединился к этому проекту в 2005 году. Этот транспортный коридор является совокупностью транспортно-информационных магистралей от Индии и Омана посредством моря, затем через Иран, Каспийский регион, в Россию и в обратном направлении. По расчетам экспертов, пропускная способность МТК «Север-Юг» составит на первых порах до 10 миллионов тонн грузов в год.
Имеется несколько маршрутов следования грузов с использованием разных видов транспорта. Один из них так называемая «западная ветвь»: направление Астрахань – Махачкала – Самур, далее по территории Азербайджана с выходом в Иран через пограничную станцию Астара. Или от Самура через территории Азербайджана и Армении с выходом в Иран через пограничную станцию Джульфа.
На территории Азербайджана проект предполагает строительство пограничного моста Астара (Иран) - Астара (Азербайджан), пограничной станции, 8,5 км путей, а также пункта смены колесных пар и другой инфраструктуры в Азербайджане. На реализацию проектов в Азербайджане необходимо около 21 млн. долларов.
Примечания
Первая железная дорога на территории Азербайджана была открыта в 1880 году по маршруту Баку-Сабунчи-Сураханы, в 1967 часть железных дорог Азербайджанской ССР была выведена из состава Закавказской железной дороги в качестве Азербайджанской железной дороги, в 1991 году управляющей компанией становится Азербайджанская Государственная Железная Дорога.
В августе 2009 года произошло акционирование АГЖД, в результате чего АГЖД отныне является Закрытым Акционерным Обществом "Азербайджанские Железные Дороги" со 100%-м государственным капиталом.
Взято из Википедии.
Azerbaijan State Railroads
Azerbaijan State Railroads (Azərbaycan Dövlət Dəmir Yolu, Азербайджанские Государственные Железные Дороги) - неофициальный проект электронной модели железной дороги Азербайджана. Дата основания проекта - 9 мая 2008 года. Работу над проектом осуществляет команда разработчиков ASRRGlobal Team.
ASRRGlobal Team существует вместе с проектом (первоначальный состав команды был собран 9 мая 2008 года). ASRRGlobal Team состоит из самых разных специалистов как в компьютерной, так и в других областях. Основная специализация ASRRGlobal Team - дополнения для Microsoft Train Simulator, сбор и хранение информации об QSC "ADY" (ЗАО "АЖД"; в частности новости, фотографии, видео и прочее).
Основной проект ASRRGlobal Team - дополнение к Microsoft Train Simulator в виде маршрута ADDY_958 (переименован в ADDY: Animated Legends). В данный момент команда работает над своим основным проектом.
Связаться с нами можно по электронной почте. Пишите на asrr.ucoz.com@mail.ru.
Please, if you want to ask/suggest something feel free to contact us by eMail asrr.ucoz.com@mail.ru.
ASRRGlobal Team, 2009-2025.