Menu / Меню

RFCFTS
RFCFTS Doc's  List
|



Powered by
Wikipedia and ASRRGlobal Team.
RFCFTS Manager is
ASRRGlobal Team.
Language support

SITESELF

English

Germany

Ukraine

Byelorussia

France

Lithuania

Latvia

Estonia

Czech

Spain

Poland

Italy

Norway

Hungary

powered by Google
Last incoming
Stats / Статистика
Главная » Статьи » Азербайджанские железные дороги » История

История железных дорог Азербайджана
Начало жизни
 
   Первая железная дорога широкой (1524 мм) колеи в Азербайджане была введена в эксплуатацию в 1880 году. Это был участок Баку — Сабунчи — Сураханы, и предназначался для перевозок нефти из месторождений на Апшеронском полуострове в Бакинский порт. В 1883 году в эксплуатацию была введена магистральная железная дорога Баку — Елизаветполь — Тбилиси. В 1890 году была построена железная дорога Баку — Дербент — Петровск-Порт, которая соединила Азербайджан с основной территорией России.
 
Дальнейшее развитие
 
   До установления Советской власти в Азербайджане пути сообщения были развиты слабо. Так, в 1913 году протяженность железнодорожных линий составляла 837 км.
   Первая мировая и гражданская войны нанесли значительный ущерб транспорту. Однако с первых же дней восстановления Советской власти в Азербайджане начались работы по восстановлению, реконструкции, обновлению и расширению всех видов транспорта.
   Баку - Сабунчи - Сураханинская электрифицированная железная дорога - первая электрифицировання железная дорога в Азербайджане и во всем бывшем СССР. Она была построена и открыта 6 июля 1926 года с вводом в строй электрифицированного участка Баку - Сабунчи - Сураханы. Изначально участок был электрифицирован под напряжение 1650 в постоянного тока, позднее он был переведен на напряжение 3300 в. Баку - Сабунчи - Сураханинская электроветка с моента основания была выведена из состава Закавказской ЖД и переподчинена Бакинскому Городскому Совету, однако в 1940 году вновь былапередана в состав управления железной дороги в Баку.
   В республике были построены новые современные железнодорожные линии (Алят - Джульфа с веткой Миндживан - Кафан, Османлы - Астара с веткой Сальяны - Нефтчала). В результате длина железнодорожных линий к 1960 году увеличилась по сравнению с 1913 годом в два раза.
   Азербайджанская железная дорога оснастилась современными электровозами, тепловозами, пассажирскими и грузовыми вагонами. Были построены новые электрофицированные дороги в Бакинском (Апшеронском) районе, электрофицирован железнодорожный участок Алабашлы - Кушчинский мост и так далее. В 1950 году протяженность электрофицированных железных дорог в республике составляла 68 км, а в 1960 году достигла 226 км.
   В те годы Азербайджанская железная дорога перевозила большое количество промышленной, сельскохозяйственной и другой продукции. Главным образом перевозились нефтепродукты, железная руда, трубы, хлопковая продукция, черные металлы, лесные и минерально-строительные материалы. В 1960 году объем отправления грузов увеличился против 1913 года в 9,6 раз, прибытия - в 10,1 раза. В 1960 году было перевезено 47 млн. пассажиров (на 17,5 млн. больше, чем в 1940 году).
 
Строительство и ввод в эксплуатацию железных дорог
  
  • Баку-Сабунчи-Сураханы - 1880г.
  • Баку-Гянджа-Акстафа-Тбилиси - 1883г.
  • Баку-Баладжары-Дербент-Петровск-Порт - 1900г.
  • Улуханлы-Шарур-Джульфа - 1908г.
  • Аляты-Минджевань (ветка на Кафан) - 1936г.
  • Сабунчи-Маштаги-Бузовны - 1936г.
  • Минджевань-Джульфа - 1941г.
  • Аджигабул-Османлы-Астара (с ветками) - 1941г.
  • Кольцевые ветки в Баку и Баладжарах - 1936-1942гг.
  • Евлах-Ханкенди (изначально узкой колеи 950мм, перешита отдельными участками в 1955-70гг.)- 1942г.
  • Сураханы-Кала-Бузовны - 1948-49гг.
  • Алабашлы-Кушчинский мост - 1950г.
  • Линии на Апшеронском полуострове - 1953-57гг.
  • Мингечаур-Гидроузел - 1958г.
  • Баглар-Бильгя - 1952г.
  • Бильгя-Пиршаги-Сумгаит - 1968-70гг.
  • Гюздек-Наливная - 1970г.
  • Аджигабул(Кази-магомед)-Ширван(Али-Байрамлы) - 1971г.
  • Гюздек-Карадаг - 1972г.
  • Джорат-Сумгаит-Гл. - 1973г.
  • Забрат II-Пиршаги - 1973г.
  • Евлах-Белоканы - 1985г.
  •  
    Электрификация общей сети
     
       После электрификации Баку - Сабунчи - Сураханинской железной дороги были электрифицированы все остальные участки Бакинского пригородного железнодорожного узла.
    • 1933 г. — до ст. Забрат
    • 1935 г. — до ст. Маштаги
    • 1939 г. — до ст. Бузовна
    • 1949 г. — Сураханы — Кала-Бузовна, тем самым создана Апшеронская кольцевая электрифицированная дорога.
    • 1959 г.- между станциями Баглар-Бильгя.

        С 60-х годов началась электрификация магистральных железных дорог.

    • 1961 г.- между станциями Баладжары и Дуванный.
    • 1963 г. Гянджа — Акстафа, Алабашлы — Кушчинский мост, Баладжары-Сумгаит-Главный и дале до ст. Сумгаит-город.
    • 1971 г. Аджигабул (Кази-магомед)-Али-Байрамлы
    • 1972 г. Аджигабул (Кази-магомед)-Евлах-Гянджа.
    • 1973 г. Сумгаит-Ялама, Аляты-Главный-Али-Байрамлы, Акстафа-Беюк-Кясик.

       В 1979 году с электрификацией участка Дербент - Махачкала Северо-Кавказской железной дороги была открыто прямое сообщение на электротяге между Москвой и Баку.

    • 1989 г. Джульфа - Шарур.
    • 1989 г. Али-Байрамлы — Имишли.
    После распада СССР
     
       До 1991 года Азербайджанская железная дорога организационно состояла из трех отделений (Бакинское, Гянджинское и Нахичеваньское). После обретения независимости Азербайджана и отделения его железных дорог от структуры МПС СССР, были проведены реформы по организационной структуре.
       Так, из трех отделений две (Бакинская и Гянджинская) были ликвидированы и переданы в прямое управление службы движения. Кроме того, взамен ранее существовавщих главных управлений служб локомотивного, вагонного хозяйства, службы пассажирских перевозок были созданы производственные объединения (ПО), к которым и переподчинялась инфраструктура, ранее принадлежавшая службам. Так, все локомотивные депо были введены в состав ПО "Локомотив". Особенностью и положительным свойством данных реформ служила ликвидация ранее существовавших и дублирующих друг друга органов.
       Текущее общее состояние АГЖД:
    • Общая протяженность железных дорог - 2125 км; из них двухпутные - 800 км, развернутая длина - 2995 км.
    • Электрифицировано (по системе постоянного тока напряжением 3кв) -  1278 км.
    • Автоматической блокировкой оборудованы - 1600 км.
    • Плотность железных дорог (км/10000 кв. км.) - 242.0 (на 1996 год).
       На железных дорогах эксплуатируется подвижной состав следущих серий:
    • Электровозы ВЛ8, ВЛ23, ВЛ11м, ВЛ10у, Е4s, ВЛ11м4. Ранее в экспулатации находились электровозы ВЛ22м.
    • Тепловозы магистральные ТЭ3, 2М62, 2ТЭ10м/3ТЭ10м.
    • Тепловозы маневровые ТЭМ2, ТЭМ2у, ТЭМ2ум, ЧМЭ3, ЧМЭ3т. Ранее экспулатировались ТЭМ1.
    • Электропоезда ЭР2. Ранее экспулатировались Ср3.
       На долю современных железных дорог Азербайджана приходится около 40 % грузооборота (2007 год) и до 25 % пассажирооборота. В 1980 году доля железных дорог в общем грузо/пассажирообороте составляла 80 % и 50 % соответственно, объем перевозимых грузов в 1987 году достиг 120 млн.тонн. Падение объемов перевозок было связано с развалом СССР, нарушением экономических связей, конфликтом в Нагорном Карабахе. Все эти явления резко снизили долю железных дорог в перевозках по стране. Пик кризиса перевозок пришелся на 1991-93 годы. С 1995 года начался процесс оживления и наращивания уровня перевозок. С 2000 года рост объема перевозок стал увеличиваться минимум на 25 % ежегодно. В 2007 году по железным дорогам было перевезено до 35 млн. тонн грузов.
       Сеть железных дорог общего пользования в Азербайджане и вся его инфраструктура принадлежит Азербайджанской Государственной Железной Дороге — АГЖД — государственной организации, эксплуатирующей железные дороги общего пользования. Помимо АГЖД права операторов перевозок имеют также компании Middle East Petrolium и Azersun, владеющие грузовым вагонным парком, имеющие лицензию на перевозки нефти по железным дорогам.

    Категория: История | Добавил: RSWST (24.04.2009) | Автор: World Knowledge Base
    Просмотров: 6133
    Четверг, 18.04.2024, 22:34
    Search / Поиск
    Frequency used key
    ВЛ11м-462 ВЛ11м-275 ВЛ11к ВЛ11к-101 ВЛ11 ВЛ11-268 ВЛ11-371 TЭM2-7286 Э2М62у Э2М62у-0158 E4s-345 ВЛ10у ЭР2-1288 ВЛ8-1677 ВЛ11м-365 ВЛ11м-274 ЭР2-940 ТЭМ2у ЭР2-3038 ВЛ11м4 ВЛ11м-350 ВЛ11м4-467 ВЛ8-1499 ВЛ11м-332 ТЭМ2-3223 ТЭМ2-6086 ВЛ8 ВЛ8-1320 ВЛ11м-262 ТЭМ2т ТЭМ2т-027 ВЛ8-1253 ЭР2-942 ВЛ11м-456 ВЛ8-1590 ВЛ23-151 ВЛ8-468 ЭР2-1298 ТЭМ2-8042 ВЛ8-1374 ЭР2-1296 ЭР2-1297 ВЛ8-237 ВЛ8-1125 ВЛ8-1312 E4s-277 ТЭМ2 ТЭМ2-8189 ВЛ11м ВЛ11м-286 ВЛ11м-367 ВЛ8-168 ТЭМ2-6400 ВЛ11м4-465 ТЭМ2-5501 ВЛ11м-463 ТЭМ2у-9016 ТГМ4 ТГМ4-2853 2ТЭ10м 2ТЭ10м-3407 ВЛ11м-461 ВЛ23-176 эр2 ВЛ8-1295 Л-2033 ВЛ10у-1031 ВЛ11м-334 ВЛ11м-362 ВЛ8-1114 ТЭМ2-6691 ВЛ11м-273 ВЛ11м-370 ВЛ11м-351 ТЭМ2-2133 ВЛ23 ТГМ4а ТГМ4а-2669 ВЛ8-548 ВЛ8-1239 ТГМ23 ТГМ23-2165 ТЭМ2-7561 ВЛ11м-353 ВЛ11м-369 E4s E4s-333 E4s-333B E4s-333A ТЭМ2-2519 ВЛ11м-331 ЭР2-3046 ЭР2-3052 ТЭМ2м ТЭМ2м-046 ВЛ11м-326 ВЛ11м-464 ТЭМ2-2900 ЭР2-1201 Природа Набрани с железной дороги
    RSS News
    Et cetera
    Cogito ergo sum...

    ASRR
    RWC
    Виртуальные Российские Железные дороги. Мультиплееры МСТС
    Internet Map


    Our button / Наша кнопка (88х31)


    © information
    ASRRGlobal, 2009-2024.
    All Rights Reserved.
    Copying or using material of this site is prohibited. If you want to get some permisions for using our materials, msts addons, etc, feel free to contact us (see Contacts page).